В конце октября 2012 года депутаты сельского поселения Чулковское приняли решение о ставках налога на землю на 2013 год. Решение подписано главой сельского поселения Чулковское Антоном Дроздовым. Фактически депутаты и глава поселения вольно или невольно одобрили существенный рост налоговых платежей населения за свои участки – более чем в 3 раза.
С 2013 года Чулковская земля может стать не всем по карману
С первого взгляда на решение так и не скажешь. Коэффициент налогообложения земель для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ) снижен с 0,19% до 0,11%. В тоже время коэффициент налогообложения земель для ведения индивидуального жилищного строительства (ИЖС) вырос с 0,09% до 0,11%. Уравнивание ставок обложения земель ЛПХ и ИЖС выглядит логично. При чуть разной юридической природе, фактически в большинстве случаев земли ЛПХ и ИЖС используются одинаково – для строительства жилых домов и сопутствующих хозяйственных построек. Кроме того, в 2013 году вступает в силу упрощенный порядок изменения назначения земель. В большинстве случаев для смены назначения процедура публичных слушаний более не потребуется. Достаточно будет подать заявление об изменении назначения своего земельного участка в Росреестр. Сохранение существовавшей разницы между налогами на земли ЛПХ и ИЖС привело бы к массовой подаче заявлений об изменении назначения, с целью минимизации налогообложения.
Таблица 1. Старые и новые ставки налога на землю в сельском поселении Чулковское
Наименование категории земель/разрешенного использования земельного участка | старые ставки,% | новые ставки,% | Физические лица (ФЛ), Юридические лица (ЮЛ), Индивидуальные предприниматели (ИП) |
земли для индивидуального жилищного строительства | 0,09 | 0,11 | ФЛ ЮЛ ИП |
земли для ведения личного подсобного хозяйства | 0,19 | 0,11 | ФЛ ЮЛ ИП |
земли для садоводства.огородничества или животноводства. В том числе за земли огороднических. Садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан. А также дачного хозяйства | 0,195 | 0,09 | ФЛ ЮЛ ИП |
земли,приобретенные для индивидуального и кооперативного гаражного строительства | 0,195 | 1,5 | ФЛ ЮЛ ИП |
земли сельскохозяйственного назначения | 0,3 | 0,3 | ФЛ ЮЛ ИП |
земли, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры | 0,3 | 0,11 | ФЛ ЮЛ ИП |
земли, приобретенные для автостоянок | 0,5 | 1,3 | ФЛ ЮЛ ИП |
прочие земельные участки | 1,3 | 1,3 | ФЛ ЮЛ ИП |
Хотя формально ставки налогообложения в Чулковском поселении почти не выросли, а в некоторых случаях (как для земель ЛПХ) даже заметно снизились, фактически платежи землевладельцев заметно возрастут – из-за того что в конце 2011 года были утверждены результаты новой кадастровой оценки земель населенных пунктов (см. подробнее публикацию «Налог на землю резко возрастет»). И если раньше землевладельцы платили налог исходя из старой кадастровой стоимости – 40-50 тыс. рублей за сотку, то с 2013 года будут оплачивать исходя из новой – 180-200 тыс. рублей за сотку. В результате за скромный участок площадью 15 соток в 2013 году придет квитанция на сумму около 3300 рублей. Для многих коренных и престарелых жителей поселения подобные траты могут оказаться неподъемными. Впрочем, пенсионерам сохранили поблажку – они имеют право на «скидку» в размере 20% при предъявлении пенсионного удостоверения. Однако даже с этой льготой за свою землю им придется отдать половину пенсии, а то и больше.
Утверждение местной властью ставок земельного налога, фактически закрепляющих его галопирующий рост, можно было бы объяснить необходимостью пополнения поселкового бюджета. Да только необходимости в сельском поселении Чулковское в этом (судя по бюджету) нет. Уже несколько лет подряд бюджет поселения является профицитным, то есть налогов собирается больше, чем тратится. Администрация не может освоить даже имеющиеся доходы, а что будет, когда они возрастут в несколько раз? Даже приблизительный расчет показывает, что платежи по земельному налогу в поселении в 2013 году могут превысить 40 млн. рублей (в 2011 году были около 20 млн. рублей).
В 2011 году профицит Чулковского бюджета составил более 6 млн. рублей, в 2012 положительная разница фактических доходов и расходов уже достигла 10 млн. рублей, а на 2013 год запланирован «избыток» в размере 20 млн. рублей. Профицит мог бы быть еще больше, если бы деньги по недосмотру, а может по какой иной причине не тратились абы-как: будь-то распахивание нескольких километров заброшенных полей за 500 тыс. рублей или установка ограды и подиума для пробега за 250 тыс. рублей. Получается, что местная казна ломится от денег, бюджет тратится не всегда эффективно и прозрачно, но облегчить налоговое бремя совет депутатов и администрация почему-то не спешит.
Что же происходит? Указание вышестоящей «вертикали власти»? Запросы регионального и районного бюджета и Министерства Финансов Московской области? Возможно, но как же принцип независимости органов местного самоуправления, как же интересы жителей и развитие поселения, чему рост налогов отнюдь не способствует? Комментарии о причинах и мотивах принятого решения по земельному налогу мы пытались получить у заместителя главы сельского поселения Чулковское Антона Дугина, однако на наши звонки за неделю он так и не ответил. А жаль, ведь у принятого решения есть не только социально острые последствия, но и явные ляпы (см. фрагмент ниже).
Фрагмент решения Совета Депутатов сельского поселения Чулковское по налогу на землю.
- 30.10.2012. Решение Совета депутатов сельского поселения Чулковское №10/1-СД от 30.10.2012г.«О земельном налоге» (файл в формате Adobe Reader, pdf, 251 Кб.)
- 30.10.2012. Решение Совета депутатов сельского поселения Чулковское №10/2-СД от 30.10.2012г.«О налоге на имущество физических лиц» (файл в формате Adobe Reader, pdf, 235 Кб.)
Немного не ясно из текста- упрощенный порядок изменения ЧЕГО ИМЕННО будет введен в 2013 году?
Ведь ИЖС и ЛПХ – это не назначение. Это всего лишь ВРИ (вид разрешенного использования).
Назначение же меняется решением правительства (вывод земель из сельхозоборота, из земель лесного фонда, из земель военного назначения- врядли когда то будет упрощен- это стратегические вопросы).
Другое дело, что меняют назначение (фактически) отрезая куски от земель другого назначения (например, присоединив кусок сельхозназначения к населенному пункту- как бизнесмен Кравцов это делает в Прудках и Щеголево, чуть чуть подорвав (всего на несколько сот Га ) продовольственную безопасность региона)- то это всего лишь “схема”, причем довольно “серая”.
А изменение ВРИ в рамках определенного НАЗНАЧЕНИЯ- пожалуй, да- можно упростить. Хотите вести садоводство на сельхозполе и там же построить хозблок (не жилой дом- заметим)- пожалуйста, подавайте заявление об изменении вида использования участка.
Прав ли я?
Назначение = вид использования (ЛПХ, ИЖС, Конный клуб). То что менял Кравцов через область – это изменение категории земельного участка – с земель сельскохозяйственного использования на земли населенных пунктов (ну и в довесок сразу менялось и назначение на ИЖС). Как можно будет менять назначение (вид использования) – см. ПЗЗ (Градостроительные регламенты) http://titovo-online.ru/2012/09/proekt-pzz-chulkovskogo-poseleniya/
Продолжение темы роста налога на землю в поселениях Московской области в публикации
http://titovo-online.ru/2012/11/rost-nalogov-utverzhden-glavoj/