Сельское издание о жизни в Чулковском поселении и его окрестностях, на берегах и в долинах рек Москва и Пахра: Титово, Чулково, поселок Тельмана, поселок Володарского, Константиново, Мячково, Островцы, другие населенные пункты Раменского района Московской области

От Тегерана до Берлина: полет героя

В 1918 году в разгар гражданской войны в селе Зеленая Слобода в простой крестьянской семье родился мальчик. Назвали его Николаем.  Вряд ли родители могли предположить, что через 25 лет он станет Героем Советского Союза и одним из лучших летчиков советской дальней авиации, что только за первые годы войны он совершит десятки вылетов  на бомбардировку Ирана, Норвегии, Финляндии, Польши и Германии, а всего за войну проведет в воздухе более 1000 часов.

Небольшое село Зеленая Слобода в Раменском районе Московской области, где родились Николай Валерьевич Новожилов (летчик – герой Советского союза), Иван Петрович Рыжов (актер – народный артист РСФСР), братья Знаменские (многократные чемпионы СССР по бегу).

Село Зеленая Слобода

Ничто не предвещало, что Николай станет летчиком дальней авиации. До 1930 года семья Коли Новожилова жила в Зеленой Слободе, а потом переехала работать в Москву. Николай выучился на электромонтера и несколько лет работал по специальности. Однако, незадолго до войны в его судьбе произошел крутой поворот – он записывается в Москве в Ленинский аэроклуб и понимает, что небо – его судьба. В 1940 году из аэроклуба Николая отправляют в далекий Азербайджан – в Кировобадскую военную летную школу (город Гянджа), где свежеиспеченного летчика и застает начало Великой Отечественной войны.

От Индийского океана до Волги

Первая успешная наступательная операция советских войск, пришедшаяся на 1941 год, мало известна – она незаслуженно забыта.  В августе 1941 года СССР и Великобритания после отказа шаха Ирана Реза Пехлеви разместить союзные войска принимают совместное решение об оккупации Ирана –  чтобы взять под контроль нефтяные месторождения и предотвратить вступление Персии в войну на стороне Германии. Через две недели противостояния войска шаха сдались. В операции «Согласие» принимал участие и молодой летчик Николай Новожилов. В составе дальнебомбардировочного  авиационного полка с аэродромов в Закавказье на бомбардировщиках ДБ-3 (предшественник Ил-4) он выводил из строя аэродромы в Тебризе, Мианэ, Ардебиле и Тегеране.

Бомбардировщик Ил-4 в воздухе

Бомбардировщик Ил-4 в воздухе

В октябре 1941 авиационный полк N42, где служил Новожилов, переводят на север – под Рыбинск, что на берегах Волги в Ярославской области. Тогда-то для Николая и начинается настоящая война – с огромными боевыми потерями и ежедневным смертельным риском. Первоначально полеты бомбардировщики дальней авиации совершали днем – немцы их часто обнаруживали и уничтожали. В среднем один из 13 вылетов заканчивался потерей самолета и экипажа. К тому же в начале войны летали эскадрильи без прикрытия истребителей. За два месяца полк потерял половину техники и летного состава. Расстановка сил резко изменилась, когда полеты стали совершать ночью. Летчики набирали высоту 5000-7000 метров и только над местом бомбардировки снижались на досягаемую для зениток и прожекторов противника высоту. Выполнив задание вновь уходили в небо. Ночной режим работы резко снизил потери – только один из 97 вылетов теперь заканчивался боевыми потерями, отмечает в книге “Дальняя бомбардировочная..” маршал авиации Голованов. Особенно ночная тактика была эффективна в зимнее время, когда ночи длинные и летчики успевали совершать полеты на максимальную дальность (до 3800 километров в обе стороны) – 6 часов туда и 6 часов обратно.

В 1941 году основной задачей полка было уничтожение тяжелой техники наступающего противника – бомбили немецкие войска под Калинином (ныне Тверь), под Москвой – на Волоколамском и Можайском шоссе, под Ржевом, под Вязьмой и Клином. Чтобы остановить продвижение войск на калининском направлении экипаж Новожилова участвует в уничтожении мостов через Волгу.

Из представления Николая Новожилова к званию Героя Советского Союза: «17 октября 1941 года в составе звена бомбардировал ж.д. мост Калинин с высоты 1200 метров. Над целью массированным огнем  зенитной артиллерии самолет получил три прямых попадания во вторую группу бензобака, левую консоль и мотоотсек. При отходе самолет был атакован 4-мя МЕ-108. Воздушный стрелок сбил 1 МЕ-109 и был ранен. Самолет получил около 150 пробоин. Довел самолет до аэродрома и успешно совершил посадку.»

От Заполярья до Берлина

В 1942 году зона действий и набор задач полка расширяется – все больше рейдов совершается в глубокие тылы немцев, что и было основным профилем дальней авиации,  которую напрямую подчинили Сталину. Были и специальные задания – по прикрытию морских караванов союзников шедших в Мурманск и Архангельск, по бомбардировке аэродромов, кораблей и складов в фьордах Норвегии и портах Финляндии. Совершал полк и единичные налеты в глубокий тыл немцев – на Кенигсберг, Варшаву, Будапешт и даже на Берлин. Летчиков дальней авиации привлекают и к поддержке партизанского движения и разведки. Они выполняют задания по выброске парашютистов в тылу врага, оружия, боеприпасов, денег для литовских и белорусских партизан, специальные задания по ночному фотографированию военных и промышленных объектов немцев. «Один раз нас, механиков эскадрильи, собрали возле одного «Ила» и заставили вместо 250-килограммовых бомб подвешивать два огромных брезентовых мешка. Они весьма тяжелыми были, и мы еле-еле справились. На вопрос, что это такое, получили весьма короткий ответ: «Деньги!», – вспоминает механик эскадрильи Валентин Мутин в книге «Личная  война  механика  Ил-4». Отправляют экипажи и на «информационную» войну – с бомбардировщиков разбрасывают листовки над оккупированной территорией. Только экипаж Новожилова таковых «распространил» 1,5 миллиона экземпляров. Однако и боевые задачи по поддержке наземных войск в наступательных и оборонительных операциях на фронтах с летчиков не снимают. В 1943 году дальнебомбардировщики полка помогают советским войскам на Курской дуге и в Брянской наступательной операции, освобождении Смоленска.

Командир 42 полка подполковник С. Бирюков (слева) беседует с командиром звена Н. Новожиловым (справа) – 1943 год

Командир 42 полка Герой Советского Союза подполковник С. Бирюков беседует с командиром звена Н. Новожиловым -1943 год

Из представления Николая Новожилова к званию Героя Советского Союза: «30.08.1942 летал бомбардировать Берлин. За 130-140 километров до цели у самолета началось обрезание правого мотора. Экипаж вернулся и бомбардировал Данциг, где возникло 3 очага пожара. На обратном пути в сложных метеоусловиях на высоте 4000 метров в районе Двинска мотор окончательно сдал, затем заклинился вследствие прогара  поршня. Ценой огромных усилий около 600 километров  экипаж вел самолет на одном моторе до аэродрома Калинин и успешно совершил посадку.»

Дорога на Запад

По мере продвижения советских войск на запад авиационный полк Новожилова также перебазируется все западнее. Сначала в Калининскую область (ныне Тверская), потом в Смоленскую, а в 1944 году – в Западную Белоруссию. Победная весна 1945 года застает Новожилова и его боевых собратьев на аэродроме в Польше.  К тому времени с виду неприметный Новожилов уже два года служит не просто командиром экипажа, а командиром эскадрильи дальних бомбардировщиков. «Новожилов, командир нашей эскадрильи, ростом был невысок, и его штурманы были ему под стать. Новожилову даже под парашют в кресло летчика специально подстилали сложенный чехол из-под мотора. И он начинал взлетать не через обзор своей кабины, так как она была задрана при этом кверху, а в прицел щели в приборной доске, которая отделяла летчика от штурмана.», – вспоминает механик Мутин.

Экипаж самолета ИЛ-4 состоял из 4-х человек – летчика-командира, летчика-штурмана, стрелка-радиста и стрелка.  Обычно в него загружали 10 авиабомб весом по 100 килограмм, а снаружи подвешивали 250 килограммовые авиабомбы или дополнительные бензобаки. В снаряженном состоянии огромная махина весила около 12 тонн, могла подниматься на высоту до 9000 метров и развивать скорость не более 430 километров в час. От преследующих быстрых немецких истребителей экипаж, как правило, спасался отстреливаясь из трех пулеметов, снижая скорость до минимума и уходя на малые высоты.

В 1944 году Николай Новожилов за 200 успешных вылетов получает звание Героя Советского Союза.  А в 1945 году ему за почти 300 боевых вылетов присуждают  и орден Александра Невского. В конце войны Николай Новожилов участвует в освобождении Прибалтики, взятии Кенигсберга и Берлина. Его эскадрилья уничтожает аэродромы и самолеты, танки и паровозы, мосты и переправы, электростанции и склады, ангары и корабли в Тильзите, Мемеле, Данциге, Пиллау, наносит удары по немецким войскам в Кенигсберге и Берлине. При штурме Кенигсберга в 1945 году экипажи переходят на режим работы с двумя вылетами за ночь – благо цели стали ближе, а полеты короче.

Из представления Николая Новожилова к званию Героя Советского Союза: «12 вылетов на бомбардирование военно-промышленных объектов в глубоком тылу противника (1942-1943 год): Данциг, Варшава, Кенигсберг, Тильзит, Инстебург. 50 вылетов с оперативного аэродрома в Заполярье на бомбардирование военно-морских и авиационных баз на Северном побережье Норвегии и Финляндии. 21 боевой вылет на бомбардирование военных объектов на временно оккупированной территории – Минск, Гомель, Полтава, Могилев, Псков. 91 боевой вылет на бомбардирования ж.д. узлов, складов, аэродромов в пределах армейских и фронтовых тылов. Подвергал бомбардировке базы противника на северном побережье Норвегии и Финляндии – Киркенес, Рованиеми и др., ж.д. узлы и аэродромы – Орел, Брянск, Смоленск, Гомель, Псков и др., передний край обороны противника на Орловском и Смоленском направлениях, в районе станции Мга и артиллерийской группировки врага, обстреливавшей Ленинград.»               

Послевоенная трагедия

Послевоенная судьба не принесла Новожилову огромных карьерных достижений, новых  наград и свершений. Возможно из-за досадного летного происшествия –  то, что прощалось боевым летчикам во время войны, в послевоенное время привело к снятию Новожилова с должности командира эскадрильи. В 1947 году во время перелета эскадрильи  с Польского аэродрома  Бяла-Подляски в Новозыбков произошла трагедия. Новожилов отдал команду на перестроение при подходе к аэродрому.  Два экипажа не справились с управлением, столкнулись и рухнули на землю – оба экипажа погибли.  «Герой Советского Союза был отправлен в Москву на разборки. Мы все переживали за него. Виновных в этой несогласованности в те времена обязательно должны были определить и непременно наказать по всей строгости советских законов. А так как летчик, учинивший столкновение, погиб, козлом отпущения должен стать тот, кто давал команду. Но командование во всем разобралось, и через некоторое время Новожилов вернулся в полк в новом качестве, став инспектором по технике пилотирования», – вспоминает механик Мутин.  Еще несколько десятков лет Новожилов провел на службе в дальней авиации, помогая ставить на ноги и совершенствовать мастерство летчиков, а трудовой путь завершил также, как и начинал – в Москве на должности электромонтера. Умер в 1993 году. Похоронен на Преображенском кладбище.

Николай Валерьевич Новожилов – послевоенное фото. Военных фото почти не сохранилось, так как на аэродромах дальней авиации соблюдался режим строжайшей секретности. 

Николай Валерьевич Новожилов - послевоенное фото

При подготовке статьи использованы материалы книги механика 42 (108) полка дальней авиации Мутина Валентина (Усмана) Гумеровича «Личная война механика Ил-4» и книги маршала авиации Александра Евгеньевича Голованова  «Дальняя бомбардировочная…», а также наградные листы с проекта “Подвиг народа”.

Пока нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Реклама

Каким видом спорта вы увлекаетесь? (можно выбрать несколько вариантов ответа)

Посмотреть результаты

Loading ... Loading ...

Комментарии

Экстренные телефоны для жителей населенных пунктов с\п Чулковское.
Полиция (496) 466-57-39
Скорая (496) 462-91-03
Пожарные (496) 463-34-67
Электросеть (496) 466-57-01
Газ (496) 466-57-97
МЧС (496) 463-31-86

Одной строкой

- В Михайловской Слободе обустроен новый родник
- Заасфальтирована дорога и открыт проезд на родник и горнолыжные склоны на Боровском Кургане
- Продолжается строительство нового цеха завода Пилкингтон
- В поселке Володарского строят пилотный дом для расселения ветхих домов
- Материалы о вырубке леса в Шмелево Парк направлены в МВД Раменское
- Генеральный план сельского поселения Чулковское перерабатывается
- В деревне Титово сняты с учета участки на берегу Москва-реки
- Бюджет Чулковского поселения в 2014 году превысит 100 миллионов рублей
- Стоимость земли вновь в Московской области выросла
- С 1 декабря выросли тарифы на газ в Московской области
- Готовится программа капитального ремонта домов в Московской области
- Тарифы на газ и электричество вновь вырастут в 2014 году в Московской области