В 1918 году в разгар гражданской войны в селе Зеленая Слобода в простой крестьянской семье родился мальчик. Назвали его Николаем. Вряд ли родители могли предположить, что через 25 лет он станет Героем Советского Союза и одним из лучших летчиков советской дальней авиации, что только за первые годы войны он совершит десятки вылетов на бомбардировку Ирана, Норвегии, Финляндии, Польши и Германии, а всего за войну проведет в воздухе более 1000 часов.
Небольшое село Зеленая Слобода в Раменском районе Московской области, где родились Николай Валерьевич Новожилов (летчик – герой Советского союза), Иван Петрович Рыжов (актер – народный артист РСФСР), братья Знаменские (многократные чемпионы СССР по бегу).
Ничто не предвещало, что Николай станет летчиком дальней авиации. До 1930 года семья Коли Новожилова жила в Зеленой Слободе, а потом переехала работать в Москву. Николай выучился на электромонтера и несколько лет работал по специальности. Однако, незадолго до войны в его судьбе произошел крутой поворот – он записывается в Москве в Ленинский аэроклуб и понимает, что небо – его судьба. В 1940 году из аэроклуба Николая отправляют в далекий Азербайджан – в Кировобадскую военную летную школу (город Гянджа), где свежеиспеченного летчика и застает начало Великой Отечественной войны.
От Индийского океана до Волги
Первая успешная наступательная операция советских войск, пришедшаяся на 1941 год, мало известна – она незаслуженно забыта. В августе 1941 года СССР и Великобритания после отказа шаха Ирана Реза Пехлеви разместить союзные войска принимают совместное решение об оккупации Ирана – чтобы взять под контроль нефтяные месторождения и предотвратить вступление Персии в войну на стороне Германии. Через две недели противостояния войска шаха сдались. В операции «Согласие» принимал участие и молодой летчик Николай Новожилов. В составе дальнебомбардировочного авиационного полка с аэродромов в Закавказье на бомбардировщиках ДБ-3 (предшественник Ил-4) он выводил из строя аэродромы в Тебризе, Мианэ, Ардебиле и Тегеране.
Бомбардировщик Ил-4 в воздухе
В октябре 1941 авиационный полк N42, где служил Новожилов, переводят на север – под Рыбинск, что на берегах Волги в Ярославской области. Тогда-то для Николая и начинается настоящая война – с огромными боевыми потерями и ежедневным смертельным риском. Первоначально полеты бомбардировщики дальней авиации совершали днем – немцы их часто обнаруживали и уничтожали. В среднем один из 13 вылетов заканчивался потерей самолета и экипажа. К тому же в начале войны летали эскадрильи без прикрытия истребителей. За два месяца полк потерял половину техники и летного состава. Расстановка сил резко изменилась, когда полеты стали совершать ночью. Летчики набирали высоту 5000-7000 метров и только над местом бомбардировки снижались на досягаемую для зениток и прожекторов противника высоту. Выполнив задание вновь уходили в небо. Ночной режим работы резко снизил потери – только один из 97 вылетов теперь заканчивался боевыми потерями, отмечает в книге “Дальняя бомбардировочная..” маршал авиации Голованов. Особенно ночная тактика была эффективна в зимнее время, когда ночи длинные и летчики успевали совершать полеты на максимальную дальность (до 3800 километров в обе стороны) – 6 часов туда и 6 часов обратно.
В 1941 году основной задачей полка было уничтожение тяжелой техники наступающего противника – бомбили немецкие войска под Калинином (ныне Тверь), под Москвой – на Волоколамском и Можайском шоссе, под Ржевом, под Вязьмой и Клином. Чтобы остановить продвижение войск на калининском направлении экипаж Новожилова участвует в уничтожении мостов через Волгу.
Из представления Николая Новожилова к званию Героя Советского Союза: «17 октября 1941 года в составе звена бомбардировал ж.д. мост Калинин с высоты 1200 метров. Над целью массированным огнем зенитной артиллерии самолет получил три прямых попадания во вторую группу бензобака, левую консоль и мотоотсек. При отходе самолет был атакован 4-мя МЕ-108. Воздушный стрелок сбил 1 МЕ-109 и был ранен. Самолет получил около 150 пробоин. Довел самолет до аэродрома и успешно совершил посадку.»
От Заполярья до Берлина
В 1942 году зона действий и набор задач полка расширяется – все больше рейдов совершается в глубокие тылы немцев, что и было основным профилем дальней авиации, которую напрямую подчинили Сталину. Были и специальные задания – по прикрытию морских караванов союзников шедших в Мурманск и Архангельск, по бомбардировке аэродромов, кораблей и складов в фьордах Норвегии и портах Финляндии. Совершал полк и единичные налеты в глубокий тыл немцев – на Кенигсберг, Варшаву, Будапешт и даже на Берлин. Летчиков дальней авиации привлекают и к поддержке партизанского движения и разведки. Они выполняют задания по выброске парашютистов в тылу врага, оружия, боеприпасов, денег для литовских и белорусских партизан, специальные задания по ночному фотографированию военных и промышленных объектов немцев. «Один раз нас, механиков эскадрильи, собрали возле одного «Ила» и заставили вместо 250-килограммовых бомб подвешивать два огромных брезентовых мешка. Они весьма тяжелыми были, и мы еле-еле справились. На вопрос, что это такое, получили весьма короткий ответ: «Деньги!», – вспоминает механик эскадрильи Валентин Мутин в книге «Личная война механика Ил-4». Отправляют экипажи и на «информационную» войну – с бомбардировщиков разбрасывают листовки над оккупированной территорией. Только экипаж Новожилова таковых «распространил» 1,5 миллиона экземпляров. Однако и боевые задачи по поддержке наземных войск в наступательных и оборонительных операциях на фронтах с летчиков не снимают. В 1943 году дальнебомбардировщики полка помогают советским войскам на Курской дуге и в Брянской наступательной операции, освобождении Смоленска.
Командир 42 полка подполковник С. Бирюков (слева) беседует с командиром звена Н. Новожиловым (справа) – 1943 год
Из представления Николая Новожилова к званию Героя Советского Союза: «30.08.1942 летал бомбардировать Берлин. За 130-140 километров до цели у самолета началось обрезание правого мотора. Экипаж вернулся и бомбардировал Данциг, где возникло 3 очага пожара. На обратном пути в сложных метеоусловиях на высоте 4000 метров в районе Двинска мотор окончательно сдал, затем заклинился вследствие прогара поршня. Ценой огромных усилий около 600 километров экипаж вел самолет на одном моторе до аэродрома Калинин и успешно совершил посадку.»
Дорога на Запад
По мере продвижения советских войск на запад авиационный полк Новожилова также перебазируется все западнее. Сначала в Калининскую область (ныне Тверская), потом в Смоленскую, а в 1944 году – в Западную Белоруссию. Победная весна 1945 года застает Новожилова и его боевых собратьев на аэродроме в Польше. К тому времени с виду неприметный Новожилов уже два года служит не просто командиром экипажа, а командиром эскадрильи дальних бомбардировщиков. «Новожилов, командир нашей эскадрильи, ростом был невысок, и его штурманы были ему под стать. Новожилову даже под парашют в кресло летчика специально подстилали сложенный чехол из-под мотора. И он начинал взлетать не через обзор своей кабины, так как она была задрана при этом кверху, а в прицел щели в приборной доске, которая отделяла летчика от штурмана.», – вспоминает механик Мутин.
Экипаж самолета ИЛ-4 состоял из 4-х человек – летчика-командира, летчика-штурмана, стрелка-радиста и стрелка. Обычно в него загружали 10 авиабомб весом по 100 килограмм, а снаружи подвешивали 250 килограммовые авиабомбы или дополнительные бензобаки. В снаряженном состоянии огромная махина весила около 12 тонн, могла подниматься на высоту до 9000 метров и развивать скорость не более 430 километров в час. От преследующих быстрых немецких истребителей экипаж, как правило, спасался отстреливаясь из трех пулеметов, снижая скорость до минимума и уходя на малые высоты.
В 1944 году Николай Новожилов за 200 успешных вылетов получает звание Героя Советского Союза. А в 1945 году ему за почти 300 боевых вылетов присуждают и орден Александра Невского. В конце войны Николай Новожилов участвует в освобождении Прибалтики, взятии Кенигсберга и Берлина. Его эскадрилья уничтожает аэродромы и самолеты, танки и паровозы, мосты и переправы, электростанции и склады, ангары и корабли в Тильзите, Мемеле, Данциге, Пиллау, наносит удары по немецким войскам в Кенигсберге и Берлине. При штурме Кенигсберга в 1945 году экипажи переходят на режим работы с двумя вылетами за ночь – благо цели стали ближе, а полеты короче.
Из представления Николая Новожилова к званию Героя Советского Союза: «12 вылетов на бомбардирование военно-промышленных объектов в глубоком тылу противника (1942-1943 год): Данциг, Варшава, Кенигсберг, Тильзит, Инстебург. 50 вылетов с оперативного аэродрома в Заполярье на бомбардирование военно-морских и авиационных баз на Северном побережье Норвегии и Финляндии. 21 боевой вылет на бомбардирование военных объектов на временно оккупированной территории – Минск, Гомель, Полтава, Могилев, Псков. 91 боевой вылет на бомбардирования ж.д. узлов, складов, аэродромов в пределах армейских и фронтовых тылов. Подвергал бомбардировке базы противника на северном побережье Норвегии и Финляндии – Киркенес, Рованиеми и др., ж.д. узлы и аэродромы – Орел, Брянск, Смоленск, Гомель, Псков и др., передний край обороны противника на Орловском и Смоленском направлениях, в районе станции Мга и артиллерийской группировки врага, обстреливавшей Ленинград.»
Послевоенная трагедия
Послевоенная судьба не принесла Новожилову огромных карьерных достижений, новых наград и свершений. Возможно из-за досадного летного происшествия – то, что прощалось боевым летчикам во время войны, в послевоенное время привело к снятию Новожилова с должности командира эскадрильи. В 1947 году во время перелета эскадрильи с Польского аэродрома Бяла-Подляски в Новозыбков произошла трагедия. Новожилов отдал команду на перестроение при подходе к аэродрому. Два экипажа не справились с управлением, столкнулись и рухнули на землю – оба экипажа погибли. «Герой Советского Союза был отправлен в Москву на разборки. Мы все переживали за него. Виновных в этой несогласованности в те времена обязательно должны были определить и непременно наказать по всей строгости советских законов. А так как летчик, учинивший столкновение, погиб, козлом отпущения должен стать тот, кто давал команду. Но командование во всем разобралось, и через некоторое время Новожилов вернулся в полк в новом качестве, став инспектором по технике пилотирования», – вспоминает механик Мутин. Еще несколько десятков лет Новожилов провел на службе в дальней авиации, помогая ставить на ноги и совершенствовать мастерство летчиков, а трудовой путь завершил также, как и начинал – в Москве на должности электромонтера. Умер в 1993 году. Похоронен на Преображенском кладбище.
Николай Валерьевич Новожилов – послевоенное фото. Военных фото почти не сохранилось, так как на аэродромах дальней авиации соблюдался режим строжайшей секретности.
При подготовке статьи использованы материалы книги механика 42 (108) полка дальней авиации Мутина Валентина (Усмана) Гумеровича «Личная война механика Ил-4» и книги маршала авиации Александра Евгеньевича Голованова «Дальняя бомбардировочная…», а также наградные листы с проекта “Подвиг народа”.