Сельское издание о жизни в Чулковском поселении и его окрестностях, на берегах и в долинах рек Москва и Пахра: Титово, Чулково, поселок Тельмана, поселок Володарского, Константиново, Мячково, Островцы, другие населенные пункты Раменского района Московской области

Там где рождались автодинозавры Грачева

Ругать отечественную автомобильную промышленность (наследницу советской) по-прежнему модно. Между тем в середине 20-го века отечественные инженеры разработали образцы специальной автомобильной техники, которые и по сей день остались непревзойденными по техническим характеристикам. Испытывали автомобильных «динозавров» на закрытой базе «Чулково», которая находилась недалеко от села Зеленая Слобода, а также на участке полигона НИИ Автомобильной техники Министерства Обороны (НИИИ-21) в окрестностях Боровского кургана и Каменного Тяжино  – там, где на старых картах нанесена загадочная войсковая часть 63539 (участок “автодром”).

Вездеход для поиска и эвакуации летчиков и космонавтов ПЭУ-1

Спасательный вездеход ПЭУ-1

Еще в 1954 году в Москве по указанию маршала Жукова создается специальное конструкторское бюро при автомобильном заводе имени Лихачева (СКБ ЗИЛ). Оно должно было разрабатывать новые образцы грузовой техники для бездорожья, в том числе для перевозки пусковых установок ракетных комплексов, поиска и эвакуации летчиков и космонавтов. Главой его назначают конструктора Виталия Андреевича Грачева. К тому времени Грачев разработал десятки серийных военных и гражданских машин, среди которых  первый советский полноприводной легковой автомобиль ГАЗ-61 и первый советский автомобиль-амфибия – БАВ (ДАЗ-485),  за что получил две сталинских премии. Маршала Жукова не смутило то, что у Грачева не было высшего образования. В 30-е годы будущего всемирно известного конструктора отчислили из томского технологического института за «непролетарское происхождение».

Маршал Жуков и конструктор Грачев осматривают армейские вездеходы  (1954 год)

Маршал Жуков и конструктор Грачев осматривают армейские вездеходы  (1954 год)

В качестве испытательного полигона и базы для хранения изделий СКБ ЗИЛ Грачев выбирает болотистый лес у реки Пахра – в 30 километрах от основной территории завода имени Лихачева. Здесь опытные образцы конструкторского бюро Грачева взбираются и спускаются по крутым склонам окрестных холмов, плавают по рекам Москва и Пахра, штурмуют берега, преодолевают луга, пашни, болота, пески, снежную целину. Грачев смело экспериментирует с компоновкой, предлагает неожиданные технические решения и испытывает одну за одной новые модели.  Его команда разрабатывает десятки образцов многоосной колесной техники, в том числе с системой «подкачки» (централизованного изменения давления в шинах), размещением двигателей спереди и сзади, поворотом колес на задних и передних осях, конструирует агрегаты с двумя двигателями, автоматическими коробками передач, гидроусилителями, пневоподвесками, дисковыми тормозами, раздельным управлением левым и правым бортами, применяет облегченные корпуса из алюминия и стеклопластика. В 1962 году экспериментальный автомобиль СКБ ЗИЛ под номером 27 (ЗИЛ-Э167) исколесил всю Арктику, чем вызвал переполох у военных по ту сторону океана, получивших аэрофотосъемку с множеством следов на считавшемся непроходимом глубоком снегу.

Снегоход ЗИЛ-Э167 преодолел подъем в 42 градуса 

Снегоход ЗИЛ-Э167 преодолел подъем в 42 градуса

В итоге уже к середине 1960-х опытные образцы вездеходов из СКБ ЗИЛ достигают предела проходимости для тяжелой колесной техники, а модель колесного вездехода ЗИЛ-135 ЛМ грузоподъемностью 9 тонн поступает в серийное производство на Брянском автомобильном заводе – на 30 лет. До сих пор сохранившиеся экземпляры применяются для перевозки ракетных комплексов, систем залпового огня, прокладки трубопроводов в различных странах мира.

Тяжелый вездеход-тягач ЗИЛ-135ЛМ

Тяжелый вездеход-тягач ЗИЛ-135ЛМ

С середины 60-х «из под пера» конструкторов СКБ ЗИЛ выходят первые экземпляры автомобилей с нетрадиционными ходовыми устройствами.  Например, в 1965 году проектируется и собирается образец вездехода на базе пневмокатковой цепи – ПКЦ-1.  Зимой и летом 1965 года агрегат проходит сравнительные испытания в районе базы «Чулково», где соревнуется в возможностях с колесными и гусеничными вездеходами. ПКЦ-1 успешно преодолевает снежную целину и заснеженные склоны (глубина снега – 1 метр, уклон –  23 градуса), болота, луговые подъемы (уклон до 31 градуса). Однако на обычных бетонных дорогах ведет себя как корова на льду. Испытания показали, что чем меньше твердость грунта под колесами этой диковиной машины, тем больше плавность хода, устойчивость, маневренность агрегата, а способности ПКЦ-1 по преодолению бездорожья в большинстве случаев превосходят возможности колесной и гусеничной техники.

Испытание вездехода ПКЦ-1 в районе базы “Чулково”. Февраль 1965.

Испытание вездехода ПКЦ-1 в районе базы

Несмотря на все достоинства машины, в производство она не попала. Возможно, из-за того, что в том же СКБ ЗИЛ одновременно разработали и испытали на Чулковском полигоне еще более всепроходимый агрегат с неземным названием «шнекороторный снегоболотоход». В качестве ходовой части под корпусом шнекохода установили два винта, каждый из которых приводился в движение отдельным двигателем. Машина получилась медлительной и неповоротливой, не способной передвигаться по твердым дорогам, зато на заросших болотах, рыхлом льду и снежной целине ей не было равных по проходимости, да и на воде она вполне сносно плавала. Было выполнено несколько вариантов шнекохода, в том числе гигант весом 9 тонн, приводимый в движение двумя двигателями от грузовика «Урал».

Испытания тяжелого шнекохода ЗИЛ на воде

Испытания шнекохода ЗИЛ-4904 на воде

В 1970-х годах небольшой шнекоход с корпусом из алюминия и стеклопластика включили в состав нового поисково-эвакуационного комплекса «Синяя птица», который стал последней разработкой Грачева. Эксплуатируется она и поныне для спасения летчиков и космонавтов. Помимо шнекохода, в спасательный комплекс вошли два колесных вездехода-амфибии серии 490 – грузовая и пассажирская. Начальные испытания машин «космической» серии 490  прошли в  окрестностях Чулково в 1972-1973 годах. Образцы проверяли на геометрическую проходимость, преодоление подъемов, маневренность на воде, вход в воду и выход на берег.

Спасательный комплекс Синяя Птица – шнекоход ЗИЛ-2906 на вездеходе-амфибии ЗИЛ-4906

Спасательный комплекс Синяя Птица - шнекоход ЗИЛ-2906 на вездеходе-амфибии ЗИЛ-4906

Первый «космический» поисково-спасательный комплекс Грачев начал разрабатывать по заданию руководителя советской космической программы Королева в 1964 году. Кроме Грачева никто не взялся за работу, по созданию аппарата с небывалыми техническими характеристиками. Помимо высокой проходимости и наличия места для спускаемого аппарата было еще одно обязательное требование – машина должна быть достаточно легкой и малогабаритной для переброски на вертолете или небольшом грузовом самолете.

Космонавт Гагарин и конструктор Грачев осматривают экспериментальные машины на территории СКБ ЗИЛ 20 июня 1966

Исполатов, Иванов, Грачев, Гагарин, Голодовский, Исаев осматривают автомобили на территории СКБ ЗИЛ 20 июня 1966

В 1965 году работы ускорились – космонавты Леонов и Беляев приземлились в глухой тайге и провели два дня на жгучем морозе, пока к ним не подоспел лыжный отряд. Уже в 1966 году появился легкий комплекс-амфибия ПЭУ-1, оснащенный краном и  способный эвакуировать спустившуюся из космоса капсулу и космонавтов из воды, леса, болота, снегов. На летние испытания поисково-спасательного комплекса на базу  «Чулково» одна за другой приезжали делегации командования военно-воздушных сил, космических конструкторских бюро. Заезжали сюда и космонавты – здесь в окрестностях базы можно было совместить изучение спасательной техники с отдыхом на природе.

Специалисты СКБ ЗИЛ и космонавты на испытательной базе Чулково – фото с автографом космонавта Анатолия Филипченко (из архивов Яна Якушкина)

Специалисты СКБ ЗИЛ и космонавты на испытательной базе Чулково - фото с автографом космонавта Анатолия Филипченко (из архивов Яна Якушкина)

Испытания экспериментальных изделий на территории базы СКБ ЗИЛ продолжались и после ухода Грачева в 1978 году – вплоть до начала 90-х годов. К тому времени это была оснащенная всем необходимым испытательно-доводочная база, где можно было не только проверять машины на проходимость, но и при необходимости ремонтировать, разбирать и собирать их, менять агрегаты, двигатели. На территории самой базы были гаражи, мастерские, лаборатории, надувной павильон, мойка, автозаправочная станция, газовая котельная, насосная, очистные сооружения, административный корпус, жилой «дом Грачева» и даже крытый глубоководный бассейн для техники.

Вездеход СКБ ЗИЛ помогает сотрудникам совхоза в “битве за урожай”  (из архива Яна Якушкина)

Вездеход СКБ ЗИЛ помогает сотрудникам совхоза в битве за урожай  (из архива Яна Якушкина)

После заката эры советского научно-технического прогресса часть уникальных творений инженерной мысли безвозвратно утрачена, а часть опытных образцов СКБ ЗИЛ долго ржавела на территории базы – рядом с обелиском их создателя – выдающегося автоконструктора Грачева.  Когда в 2003 году с базы «Чулково» окончательно ушла охрана, автоколлекционер Ян Якушкин два месяца прожил в жилом “домике Грачева”, заваливая проезды деревьями чтобы защитить базу от набегов мародеров и сборщиков металлолома. Впрочем и это не помогало –  бывшему военному приходилось с голыми руками отнимать топоры и прочий инструмент у незваных гостей.

Тяжелый ракетный тягач ЗИЛ-135Э и шнекороторный снегоболотоход на испытательной базе  Чулково  (2003 год, из архива Яна Якушкина)

Тяжелый ракетный тягач ЗИЛ-135Э и шнекороторный снегоболотоход на испытательной базе  Чулково  (2003 год, из архива Яна Якушкина)

За два месяца «автодинозавры» были выкуплены у завода ЗИЛ автоколлекционерами и затем вывезены в любительские музеи «Каретный двор», «Музей экипажей и автомобилей». Позже сохранившуюся технику передали в новый  военно-технический музей Московской области возле Черноголовки, где она сейчас и находится в восстановленном и подкрашенном виде.

Вывоз  остатков техники с испытательной базы СКБ ЗИЛ Чулково  (2003 год, из архива Яна Якушкина)

Вывоз  остатков техники с испытательной базы СКБ ЗИЛ Чулково  (2003 год, из архива Яна Якушкина)

Территория самой базы «Чулково» за селом Зеленая Слобода была продана руководством Завода имени Лихачева в частные руки и теперь на ее площадях находится огромный склад автомобилей известного дилера «У Сервис». Хотя большая часть корпусов испытательной базы и была разрушена новым хозяином, часть инфраструктуры, начиная с насосной станции и заканчивая боксами,  используется компанией «У Сервис» и по сей день.  А обелиск конструктору Грачеву был вывезен еще в 2003 году на московскую территорию завода ЗИЛ, где его обещали поместить на здание экспериментального цеха. Но так ли это – проверить оказалось непросто, так как цех находится на тщательно охраняемой территории.

Обелиск в честь конструктора Грачева на территории  испытательной базы СКБ ЗИЛ  Чулково (2003 год, из архивов Яна Якушкина)

Обелиск в честь конструктора Грачева на территории  испытательной базы СКБ ЗИЛ  Чулково (2003 год, из архивов Яна Якушкина)

Фотоальбом СКБ ЗИЛ, Базы Чулково, вездеходов, снегоходов, амфибий

2 комментариев

  1. Владислав's Gravatar Владислав
    19.07.2013    

    Очень познавательно, как и весь сайт!
    Жаль, что теперь этой базы нет.
    Сами вездеходы, которые отсюда вывезли, можно посмотреть в музее в Черноголовке.

  2. Дима's Gravatar Дима
    28.07.2013    

    Я помню,когда учился в школе,видел на берегу реки Москва эти вездеходы! На шнековом даже удалось поплавать,добрые дяди покатали.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Реклама

Каким видом спорта вы увлекаетесь? (можно выбрать несколько вариантов ответа)

Посмотреть результаты

Loading ... Loading ...
Экстренные телефоны для жителей населенных пунктов с\п Чулковское.
Полиция (496) 466-57-39
Скорая (496) 462-91-03
Пожарные (496) 463-34-67
Электросеть (496) 466-57-01
Газ (496) 466-57-97
МЧС (496) 463-31-86

Одной строкой

- В Михайловской Слободе обустроен новый родник
- Заасфальтирована дорога и открыт проезд на родник и горнолыжные склоны на Боровском Кургане
- Продолжается строительство нового цеха завода Пилкингтон
- В поселке Володарского строят пилотный дом для расселения ветхих домов
- Материалы о вырубке леса в Шмелево Парк направлены в МВД Раменское
- Генеральный план сельского поселения Чулковское перерабатывается
- В деревне Титово сняты с учета участки на берегу Москва-реки
- Бюджет Чулковского поселения в 2014 году превысит 100 миллионов рублей
- Стоимость земли вновь в Московской области выросла
- С 1 декабря выросли тарифы на газ в Московской области
- Готовится программа капитального ремонта домов в Московской области
- Тарифы на газ и электричество вновь вырастут в 2014 году в Московской области